071а — Крымнаучфильму — 20 лет. Прошлое и будущее — в настоящем. «Алуштинский вестник» №44 (1580) 11 ноября 2021 г.

Прошло чуть более века с тех пор,  как навсегда «заболевший» кино московский купец Александр Ханжонков, создал в Ялте первую в Крыму полноценную киностудию. С тех пор за Крымом закрепилась слава южной киноплощадки России. Годы перестройки и украинского владения Крымом практически свели на нет десятилетия упорного труда кинематографистов. Но сегодня мы будем говорить о хорошем. Расскажем о тех, кто, несмотря на все препоны, выстоял и уверенно смотрит в завтрашний день.

Более двух десятилетий на полуострове  работает киностудия научно-популярных фильмов со строгим и деловым названием «Крымнаучфильм». Наш гость — основатель студии – режиссер-документалист, Заслуженный деятель культуры Украины, Заслуженный деятель искусств Крыма, член-корреспондент Крымской Академии наук Борис МАЕВСКИЙ. Он кратко рассказал о прошлом не только «Крымнаучфильма», но и о всей своей полувековой работе в кинематографе.

— Историю крымской студии невозможно рассматривать без упоминания еще двух студий – прославленной в своё время Киевской киностудии научно-популярных фильмов «Киевнаучфильм» и Киевской киностудии «Отечество». Именно в эти дни ровно 50 лет тому назад, в ноябре 1971-го года, мне, студенту факультета журналистики Киевского госуниверситета имени Т.Г. Шевченко, довелось побывать в съемочных павильонах «Киевнаучфильма». Увиденное  поразило моё воображение, и уже через месяц я был зачислен в штат киностудии ассистентом режиссера.

Три киностудии в одной жизни

 — В Советские годы  «Киевнаучфильм»  считалась крупнейшей в Европе студией документального кино.  Она не заботилась о бюджете, имела в своем штате почти полторы тысячи сотрудников и выпускала более четырехсот фильмов в год! Это – документальные, научно-популярные, технико-пропагандистские, образовательные, рекламные и, конечно же, всем известные мультипликационные фильмы.

География и тематика съемок – самые разнообразные. Довелось объездить весь Советский Союз и снимать практически всё и везде. Запомнилось многое, а главное – люди, люди всех должностей и профессий, многие из которых на всю жизнь отпечатались в моем сознании. Это – и простые рабочие, и труженики села, и выдающиеся ученые с мировыми именами.

Один из них – академик Герш Будкер, основатель и первый директор Института ядерной физики Сибирского отделения АН СССР, автор многочисленных открытий и изобретений в области физики плазмы и физики ускорителей. Его усилиями в Новосибирском Академгородке был построен коллайдер, где с позволения именитого ученого нам довелось снимать  эпизод фильма «Школа будущего». 

Еще одна незабываемая встреча уже при съемках фильма «Ядерный реактор – инструмент исследователя» с помощником академика И.В. Курчатова Владимиром Гончаровым, одним из авторов технологии производства графита высокой частоты для ядерных реакторов. Вместе с И.В. Курчатовым он участвовал в создании первой в мире атомной электростанции и первой термоядерной бомбы.

В области медицины особенно запомнились диалоги с академиком Николаем Амосовым. Мало кто знает, что Николай Михайлович являлся не только автором новаторских методик в кардиологии и торакальной хирургии, но также занимался проблемами искусственного интеллекта и рационального планирования общественной жизни. Фильм «Воспитание потребностей» (1979 г.) как раз и был посвящен этой теме.

Н.М. Амосов был глубоко убежден, что: «… Все люди, жившие до нас, оставили нам свои мысли в материальном виде. Они диффундируют где-то в околоземном пространстве, и в будущем их можно будет считывать и распознавать при помощи специально разработанных приборов. Тогда-то мы и узнаем настоящую историю человечества».

Приблизительно в эти же годы было снято несколько фильмов по философии. Считалось, что философские категории невозможно отобразить на экране, но нашей съемочной группе впервые в СССР это удалось. Фильмы из серии о законах диалектического материализма («Закон единства и борьбы противоположностей», «Закон отрицания отрицания», «Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений» и «Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии») в 80-е годы прошлого столетия стали учебными пособиями по философии в высших и средних специальных учебных заведениях нашей страны. Всего за период работы на «Киевнаучфильме» мне довелось снять более сорока различных фильмов.

Создание «Киевской киностудии «Отечество»

Борис Маевский продолжал работу и в «лихие девяностые». Хотя в то время, как говорится, было не до кино. Еще в конце 80-х на правительственном уровне было принято решение о переводе предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозрасчет и самофинансирование. Экономическая ситуация в стране резко ухудшилась. Бюджетное финансирование производства фильмов стремительно падало к нулю. В различных областях народного хозяйства начались массовые забастовки.

— Да, действительно, было не до кино, но без кино было еще тяжелее. И прежде всего морально. Работникам студии было предложено самоорганизоваться. Так возникло несколько хозрасчетных творческих объединений. Мы с коллегами образовали экспериментальную творческую мастерскую экологических фильмов, назвали ее «Отечество», составили тематический план где-то из двух десятков фильмов и начали работать в Крыму.

Моя первая работа в рамках творческой мастерской называлась «Спасите Крым. Станция на вулкане». Это – полнометражный документально-публицистический фильм, снятый еще на кинопленке, о борьбе крымчан против строительства на полуострове атомной электростанции, оснащённой усовершенствованным, но, по сути, чернобыльским реактором. Фильм оказал огромное влияние на участников экологического движения Крыма, получил широкий резонанс у общественности, многократно демонстрировался в кинотеатрах, школах, вузах и был отмечен первой специально учрежденной экологической премией «Крымский эдельвейс». К 1990-му году строительство атомной станции прекратилось.

В этом же году прекратила своё существование и наша прославленная «Киевнаучфильм». Но, несмотря на смутные времена, мы с кинематографом не расстались. Вопреки всему, создали полноценную студию, назвали ее «Киевская киностудия «Отечество» и продолжили работу над фильмами.

В 1995 году основное производство из Киева переместили в Алушту, на мою малую родину, и начали работу над авторской программой «Неизвестный Крым», в рамках которой были созданы такие фильмы как: «Проблемы белого зерна», «О чем молчат пещеры», «Керчь. Мгновение вечности», «Седая молодость Армянска», «Симферополь. Прошлое рядом» и другие. Всего в 90-е годы нами на изысканные средства было создано более 130 работ различной тематической направленности, в том числе и большое количество фильмов о крымских здравницах.

У истоков Крымской документалистики. Создание студии «Крымнаучфильм».

В мае 2001 года на базе Алуштинского кинокорпункта киностудии «Отечество» была создана еще одна студия — «Крымнаучфильм». Основатель – всё тот же Борис Маевский.  До 2014 года «Крымнаучфильм» и киностудия «Отечество» работали как бы в содружестве, параллельно, учитывая, что творческий коллектив был один и тот же.  

 — О работе киностудии говорят не слова, а фильмы, которые мы сняли за минувшие 20 лет, — считает Борис Иванович. За упомянутый период нашим маленьким, — всего-то до десятка человек — коллективом было создано около 150 различных фильмов, среди которых: «Седая молодость Армянска», «Мелодии самоцветов», «Артек. Изменим мир к лучшему», «Жизнь на морской волне», «На помощь пришли дельфины», «Шаги в будущее», «Театр «Клио». 20 лет на сцене» и многие другие, среди них и участники различных фестивалей, на которые, если честно, по материальным соображениям мы ездили редко. И всё же в 2002 году фильм «Планета ласковых зверей» стал победителем на Международном кинофестивале «Ветер странствий», г. Киев.

Фильм «Колокол Крымской войны», дублированный нами на английский, украинский и немецкий языки, был отмечен специальным дипломом жюри на Втором Международном телефестивале «Победили вместе» в 2006 г., г. Севастополь.

Лента «Загадки Демерджи» была отмечена дипломом Национального Союза журналистов Украины и дипломом лауреата в номинации «Профессиональное кино» на VI Всеукраинском фестивале экранных искусств «Днипро-cinema» (г. Днепропетровск, 2010 г.). На этом же фестивале дипломом лауреата был отмечен и фильм «Тайна стволовых клеток».

Картина «Фантазия Вселенной» была удостоена диплома лауреата в номинации «Профессиональное кино» на VII Всеукраинском фестивале экранных искусств «Днипро-cinema» (г. Днепропетровск, 2011 г.).

На Первом Крымском открытом фестивале документального кино «КрымДок» (г. Симферополь, 2018 г.) фильм «Алушта. Признание в любви» был награжден специальным призом Министерства культуры Республики Крым. На этом же фестивале в 2019-м году полнометражный документально-публицистический фильм «Иван Айвазовский» удостоен  диплома жюри.

На XXVIII Международном кинофоруме «Золотой витязь» (г. Севастополь, 2019 г.) среди 180 работ из 26 стран мира фильм «Иван Айвазовский» был отмечен специальным дипломом жюри и призом «За возрождение студии научно-популярного кино в России». Диплом «За вклад в сохранение культурного наследия Крыма» был присужден фильму «Иван Айвазовский» и на Первом Всероссийском фестивале «Крымский кадр» (г. Симферополь, 2021 г.). И здесь следует отметить, что фильм «Иван Айвазовский» — это единственная работа, которая создавалась нашей студией при помощи государства. Все остальные, а их около 150, снимались только на изысканные средства.

Планы на завтра

 — Планов на будущее много, настолько много, что еще одной жизни не хватит, — улыбается Борис Маевский. —  Сейчас работаем над фильмом «Воспоминания века» об основных событиях в истории России и Советского Союза в 20-м веке. Картина основана на уникальном интервью столетней свидетельницы века Евдокии Виховской с комментариями авторов. Она с удивительной ясностью ума в свой столетний юбилей поведала нам о всём, что происходило в ее жизни в XX веке, включая встречу с Императором Николаем Вторым. Еще один фильм, над которым мы работаем, — «Легендарный русский из Лихтенштейна», это о бароне Э.А. Фальц-Фейне, известном общественном деятеле и меценате, трагически погибшем на 106-м году жизни в Лихтенштейне. Фильм будет построен на эксклюзивных материалах, отснятых при личных встречах с бароном и хранящихся в архивах студии «Крымнаучфильм».

В наших архивах ждут реализации еще много эксклюзивных материалов, отснятых в различные периоды нашей творческой жизни, включая и многочасовое интервью старейшего работника дома-музея А.П. Чехова в Ялте Ангелины Ханило, в трудовой книжке которой стоит запись о приеме на работу в музей от 01 ноября 1946 года, сделанная еще рукой директора музея Марии Павловны Чеховой.

Николай Михайлович Амосов был уверен, что все люди, жившие до нас, оставили нам свои мысли в материальном виде, но наука пока не в состоянии получить доступ к этому мириадному богатству информации. В будущем, возможно, это случится, а пока информацию приходится собирать по крупицам, как это делает вот уже более двух десятилетий скромный коллектив студии «Крымнаучфильм» и те, кто помогает сохранить эту удивительную студию.

Анатолий СУЛИН

На фото слева направо: оператор-монтажер Осповат С.С., архивариус студии Петрова Н.В., мэр г. Алушты Колот С.В., бухгалтер студии Шевелева Н.В., Веселов Н.В., директор студии Маевский Б.И., монтажеры Шевелев В.Г., Павленко О.В., председатель СПУ Мороз А.А., редактор студии Катаева Т.А., журналист ТРК «555» Ольга .., корреспондент газеты «Алуштинский вестник» Розумная Н.В.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я - против спама!

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.