108. Диалог со зрителем: юбилейный творческий вечер Бориса Маевского и Татьяны Катаевой. Декабрь 2023

15 декабря 2023 года в Алуште по инициативе Крымской киностудии научно-популярных фильмов и при поддержке Крымского отделения Союза кинематографистов России состоялся юбилейный творческий вечер, посвященный 50-летию творческой деятельности режиссера-документалиста Бориса Маевского и 25-летия творческой деятельности редактора студии «Крымнаучфильм» Татьяны Катаевой.

Торжественное мероприятие прошло в Доме творчества «Подмосковье». Здесь юбиляры принимали поздравления.

Первый заместитель Председателя Союза кинематографистов России, Председатель Совета Фонда поддержки регионального кинематографа Лариса Солоницына поблагодарила за приглашение и поздравила юбиляров со значимыми творческими датами.

Самое далекое поздравление пришло от руководителя Хабаровского отделения Союза кинематографистов России, режиссера, оператора Геннадия Никифоровича Лысякова:

«Дорогие Борис Иванович и Татьяна Алексеевна! Дальневосточные кинематографисты сердечно поздравляют вас с вашими славными юбилеями в творческой деятельности,

а Татьяну Алексеевну отдельно поздравляем и с ее личным 50-летним юбилеем! Так держать! Успехов вам, дорогие друзья, и процветания!»

Ведущие торжественного мероприятия Татьяна Баден и Виталий Бартохов сообщают, что Борис Иванович отмечает свой 50-летний юбилей творческой деятельности, начиная отсчет с 1973 года, когда вышел на экраны первый фильм с его участием под названием «Домино.»

«Домино» — это детский художественный фильм о жизни черно-бурого лиса по роману канадского писателя Э. Сетона-Томпсона (режиссер И. Негреску, студия «Киевнаучфильм», 1973 г.).

В этом проекте Борис Иванович принимал участие в качестве ассистента режиссера и актера (верховая езда).

Вторая героиня — Татьяна Катаева, редактор киностудии «Отечество», а затем и студии «Крымнаучфильм».

В этом году у нее сразу два события — 50-летний юбилей и 25 лет творческой деятельности, с чем и поздравил ее ведущий программы Виталий Бартохов.

Свой отсчет 25 годам Татьяна Катаева ведет от прихода в творческий коллектив Киевской киностудии «Отечество» (Крымский кинокорпункт, г. Алушта) в 1998 году.

Именно тогда режиссер Маевский работал над первой документальной лентой из серии «Неизвестный Крым» «О чем молчат пещеры». И события в этом фильме происходили, в основном, в пещере Красной (Кизил-Коба).

Данная работа посвящена мужественным спелеологам, это — своеобразный реквием. Здесь каждая зажженная свеча в сталактитовом зале — это ушедший из жизни спелеолог-исследователь.

Таким, например, был и москвич Владимир Киселев, который неоднократно посещал и пещеру Красная.

На его счету — сотни открытых и исследованных пещер в различных регионах мира. Последний 250-метровый сифон (подземный лабиринт, заполненный водой) он исследовал в пещере ЖВ-52 в Архангельской области.

Для того, чтобы рассказать нам о том, что открывается за сифоном, ему не хватило кислорода на последние десятки метров.

Это был первый фильм с участием Татьяны Катаевой, за которым последовали еще более сотни документальных и научно-популярных лент.

Для поздравления юбиляров ведущие пригласили на сцену начальника управления культуры администрации города Алушты Ольгу Михайлюченко.

От имени главы администрации города Галины Огневой она искренне поздравила и передала самые теплые пожелания юбилярам Борису Маевскому и Татьяне Катаевой:

«… Ваши фильмы дают людям возможность познакомиться с неизведанными местами, редкими событиями и научными достижениями, – отметила Ольга Михайлюченко. – Ваш вклад в кинематографию Крыма, Украины, России – неоценим. Вы стоите у
истоков Крымской документалистики».

Затем она передала юбилярам поздравительные адреса от Главы администрации города Галины Огневой

и вручила Татьяне Катаевой и Борису Маевскому, соответственно,

Благодарность и Почетную грамоту Общественной палаты Республики Крым

за активную общественную деятельность в продвижении гражданских инициатив и

значительный личный вклад в развитие научно-популярного и документального кинематографа.

Далее ведущие праздника начали детально рассказывать о первом герое праздника по материалам … предварительного опроса «с пристрастием». Всё по пунктам, как в биографии!

Работать начал в 1960-м году, в возрасте 16 лет, в тракторной бригаде колхоза имени М.И. Калинина Симферопольского района. Затем — Белогорское училище механизации сельского хозяйства, где получил специальность тракториста-машиниста широкого профиля.

В 18 лет был призван на службу в Советскую армию. Три с половиной года служил в группе Советских войск в Германии, в войсковой разведке Третьей танковой армии.

Служба заставила мыслить уже иными масштабами. Борис задумывается о судьбе Земного шара, о судьбе различных народов, его населяющих, его волнуют проблемы войны и мира.

На этом фото, например, старший сержант Маевский сидит с немецкой молодежью в кафе «Шварц Адлер» города Котбус, а на груди у него — государственная награда, юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг.».

И не исключено, что его отец, Маевский Иван Филиппович, кавалер двух боевых орденов, который встретил Победу в Германии в рядах Второго украинского фронта, сражался в этой войне с кем-то из родственников тех, с кем Борис Маевский сидит за столом.

На службе Борис по-прежнему увлекается поэзией и даже продолжил писать поэму «Диалог с Землей». Поэма оказалась большой и незаконченной. Вот несколько куплетов из этого разговора 18-летнего парня с планетой:

«Не первый век, Земля, свидетельница ты
Всех злодеяний, совершенных нами,
Но всё молчишь, молчишь, как будто в рот воды
Набрать успела в Тихом океане.

Ты равнодушна к человеческим смертям,
Сверхжуткий стон не причиняет боли,
И наплевать тебе, что пятый океан
Рожден в потоках незастывшей крови.

Обугленная смерть не убрана с полей,
Замолкли перепуганные птицы,
И пух седой летит с ветвями с тополей,
Когда сверкают черные зарницы.

Со странным воем вглубь израненных лесов
Уходят от людей подальше звери,
От смертоносных термоядерных грибов
Оазисы в пустынях опустели.

Кореньями взлетают к черным небесам
Остатки хрупкой, девственной природы,
Да и тебя, Земля, наверно, пополам
Расколют раздраженные народы.

А ты молчишь, ты равнодушна ко всему,
Ни гордости за нас, ни осуждения,
Но почему, ведь мы — твои,
И никому другому не обязаны рожденьем?

Ответа нет! Земля по-прежнему молчит,
Звенит лишь атмосфера звуком странным.
Напрасно человек, прислушавшись, стоит,
Внимая тишине молчанием органным».

Отрывок из этого сочинения, прозвучавший со сцены в исполнении автора, взволновал зрителей до глубины души,

а ведущие обратили внимание на то, что после прочтения отрывка из поэмы, написанной еще в 1963-м году, к 50 годам творческой деятельности можно смело добавить еще 10 лет.

После армии Борис в Крым сразу не вернулся. По дороге из Германии остался в Киеве и через какое-то время поступил в Киевский госуниверситет имени Т.Г. Шевченко на отделение военных переводчиков факультета иностранных языков (красный корпус).

В центре слева направо командир немецкой группы Якоб Клаус и Борис Маевский, Черкасская область, 1968 г.

Два года подряд в летнее время возглавлял интернациональные студенческие бригады. Работал с немецкими студентами из Лейпцигского университета на строительстве школы и коттеджного поселка в Черкасской области.

Работал, видимо, успешно. После второго курса предложили должность инструктора по иностранным студентам в Киевском обкоме комсомола (сегодня в этом здании — Министерство иностранных дел Украины). На предложение согласился.

Поскольку на отделении военных переводчиков не было вечерней формы обучения, перевелся сразу на четвертый курс факультета журналистики (желтый корпус), и закончил основное обучение в университете в 1972 году.

Интересный факт, что при написании дипломной работы по журналистике Борису Маевскому в Киевском госуниверситете не смогли найти научного руководителя, поскольку тема дипломной была весьма сложной — «Журналистский концерн Шпрингера — рупор неофашизма ФРГ».

В итоге дипломным руководителем стал заведующий кафедрой журналистики Высшей партийной школы при ЦК Компартии Украины, доктор исторических наук, профессор Г.И. Вартанов (г. Киев, 1972 г.)

Дополнительно в Киевском университете Борис Маевский обучался еще и на факультете международных отношений и международного права, по окончании которого стал самым молодым в Украине дипломированным лектором-международником.

Лекции читал в различных аудиториях — от простых рабочих коллективов до Высшей партийной школы, МВД и Кабинета министров Украины.

В середине 1980-х годов выступал с лекциями и в Москве, в Институте народного хозяйства имени Г.В. Плеханова по приглашению доктора экономических наук, профессора, заведующего кафедрой статистики Бориса Ивановича Исхакова.

В Киевском госуниверситете наш герой параллельно освоил также спецкурс «Современное киноискусство», что и привело его в итоге на крупнейшую в Европе Киевскую киностудию научно-популярных фильмов.

А дальше — уже работа в качестве ассистента, а затем и режиссера, над самыми различными документальными, учебными и научно-популярными фильмами. Полуторатысячный коллектив студии «Киевнаучфильм» выпускал их более 400 единиц в год.

Как правило, приходилось работать в фильмах наиболее сложных по содержанию и тематическому направлению.

Это такие фильмы, как «Ядерный реактор — инструмент исследователя» и «В случае аварии на атомной станции» с комментариями выдающегося ученого-ядерщика, академика Герша Ицковича Будкера, основателя и первого директора Института ядерной физики Сибирского отделения Академии наук СССР, Лауреата Ленинской, Сталинской и других премий,

а также академика Владимира Владимировича Гончарова, помощника И.В. Курчатова, доктора технических наук, одного из авторов технологии производства графита высокой чистоты для ядерных реакторов, Лауреата двух Сталинских, Ленинской и других премий, руководителя проекта по испытанию твэлов для ядерных реакторов.

На фото — один из первых работников Лаборатории №2, помощник академика И.В. Курчатова, участник создания первой Советской ядерной бомбы, Лауреат Ленинской и двух Сталинских, а также других премий В.В. Гончаров и Б.И. Маевский. Рабочий момент съемок в институте атомной энергии им. И.В. Курчатова, студия «Киевнаучфильм», 1977 г.

Не менее сложным был фильм «Воспитание потребностей» (реж. В. Гненный), который снимался с комментариями многих известных деятелей, и в том числе выдающегося кардиохирурга, академика Николая Михайловича Амосова.

На фото — Герой Социалистического труда, Лауреат Ленинской премии, кардиохирург, академик Н.М. Амосов и Б.И. Маевский в перерыве между съемками фильма «Воспитание потребностей», студия «Киевнаучфильм», 1979 г.

Огромное количество информации пришлось изучить при подготовке фильма «Тайна стволовых клеток» с комментариями всемирно известного ученого, криобиолога, академика Валентина Ивановича Грищенко.

Рабочий момент съемок фильма «Тайна стволовых клеток» в Харьковском институте криобиологии и криомедицины.
На снимкеакадемик В.И. Грищенко и режиссер Б.И. Маевский. 2008 г.

Особого внимания заслуживают также работы Бориса Маевского в области философии.

Впервые в СССР ему удалось вывести на экран диалектические категории в фильмах «Закон единства и борьбы противоположностей», «Закон отрицания отрицания», «Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений», а также фильм «Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии».

В начале 1980-х годов Министерство высшего и среднего специального образования СССР рекомендовало фильмы Б.И. Маевского для использования в качестве учебных пособий в высших учебных заведениях страны.

Далее ведущие сообщили еще об одном знаковом фильме Бориса Маевского «Спасите Крым! Станция на вулкане», который в конце 1980-х годов помог в корне изменить отношение Крымской общественности к строительству на полуострове атомной станции:

«Станция была уже готова на 80 процентов. Планировалась установка на штатное место первого из четырех реакторов Чернобыльского типа. Затраты — около миллиарда рублей. Остановить такую стройку в масштабах СССР считалось нереальным. Но ее остановили и не без помощи режиссера Бориса Маевского.

Вот что по этому поводу говорит один из учредителей Крымской ассоциации «Экология и мир» Юрий Федорович Комов, непосредственный свидетель и один из самых активных участников тех далеких событий, впоследствии член рабочей группы по подготовке проекта первой Конституции Республики Крым»:

«… Это был период, когда предпринималась окончательная попытка заставить ученых страны подписать акты о безопасности строительства Крымской АЭС. Академик Е.П. Велихов, вице-президент Академии наук СССР не верил в извержение Казантипского грязевого вулкана.

В сложившейся обстановке надо было не просто готовить общественное мнение противников строительства станции, а научно обосновать опасность такой стройки на Крымском полуострове.

В Москве нам сказали: «… У вас один шанс из миллиона, если сможете доказать сейсмику выше шести баллов». И мы этот шанс не упустили. Весомые научные аргументы против строительства были найдены.

Борис Маевский в фильме «Спасите Крым! Станция на вулкане», опираясь на мнения крымских ученых и не только, убедительно доказал, что сейсмичность в данном регионе — не шесть баллов, которые были взяты за основу при строительстве АЭС, а все девять и даже десять баллов! Позднее повышенная сейсмичность данного района подтвердилась и информацией из архивов Ватикана.

Природа тоже не дремала. Весомый аргумент в пользу отказа от строительства выдвинул сам вулкан. Случилось чудо: в Азовском море, на Тамани, в станице Голубицкой 24 августа 1988 года произошло извержение грязевого диапира.

На глазах у изумленных жителей станицы в море появился остров. Это в 100 км от строительства АЭС. Две съемочные группы под руководством режиссера Маевского срочно прибыли из Киева и в присутствии ученых зафиксировали на пленку данное событие.

Поверхность земли в этом районе как бы дышит грязевыми вулканами. И это «дыхание» для атомной станции весьма неприятное, поскольку точность установки ядерного реактора на фундамент высчитывают до миллиметров.

Грязевой вулканизм — это следствие интенсивной тектонической деятельности в недрах земли. Голубицкий диапир находится в 100 км от атомной станции. Казалось бы, далеко, но по геологическим меркам это всё же в одной геологической провинции, к тому же нельзя не учитывать, что на Керченском полуострове насчитывают более 30 диапиров.

И здесь следует обратить внимание еще на одну весьма странную деталь — проектировщики АЭС не могли не знать, что практически рядом со станцией, на глубине 200 метров, находится такой же диапир, как и в Азовском море, в районе станицы Голубицкой.

В случае его пробуждения, а это непредсказуемо, авария на атомной станции окажется неизбежной«.

Свое выступление Юрий Федорович Комов завершил словами: «Борис Иванович! Я благодарен судьбе за то, что она свела нас с вами в этот сложный и ответственный для Крыма период.

Мы вместе спасли Крым от неминуемого повторения Чернобыльской трагедии, поскольку станция действительно строилась на геологическом разломе и рядом с диапирными вулканами».

Фильм Бориса Маевского «Спасите Крым! Станция на вулкане» оказал огромное влияние на участников экологического движения, получил широкий резонанс у общественности, многократно демонстрировался в кинотеатрах, школах, ВУЗах, и был отмечен первой, специально учрежденной премией «Крымский эдельвейс».

Ведущие праздника Виталий Бартохов и Татьяна Баден продолжают свой подробный рассказ о юбилярах:

«В 1990-х годах, после развала страны, а вместе с ней и студии «Киевнаучфильм», Борис Маевский занял созидательную позицию и создал Киевскую киностудию «Отечество», затем переехал в Крым и основал еще одну студию — «Крымнаучфильм», где и продолжает работать по настоящее время.

Борис Иванович — удивительно талантливый человек, обладающий огромной жаждой жизни, неиссякаемым оптимизмом и энергией. В нем живет неуемная молодая душа, готовая к любым творческим начинаниям.

Сейчас на экране будут представлены фрагменты некоторых фильмов Крымского периода, которые создавались уже совместно со вторым героем нашего юбилейного вечера Татьяной Катаевой. Всего в копилке юбиляров уже более 200 фильмов.

Фильм «Загадки Демерджи» съемочная группа создавала совместно с известным крымским писателем Владимиром Тереховым. Он был соавтором сценария.

Много загадок хранит этот горный массив, но главная из них — из чего он сложен. В геологическом отношении Демерджи представляет собой трехслойный пирог: нижняя часть — таврические сланцы, верхняя — известняки, а в середине — наполнитель, толстый слой конгломератов.

Именно этот наполнитель и поставил перед учеными ряд серьезных вопросов. Во-первых, как он образовался в таком огромном количестве? Ведь всё это — речная галька, песок и валуны. А, во-вторых, внутри этого природного бетона оказались сюрпризы — включения, которые старше Крымских гор почти на миллиард лет.

Вот что по этому поводу говорил профессор Таврического национального университета, академик Крымской Академии наук Василий Георгиевич Ена: «… Такие породы в Южной Африке, как правило, содержат алмазы и золото. Они по происхождению своему соответствуют очень древним породам палеозойского, архейского возраста».

Некоторые ученые предполагают, что рядом с нынешней Демерджи, на месте нынешнего Черного моря некогда существовал горный массив под названием Понтида.

С высоких гор Понтиды стекали реки, которые и образовали эти загадочные наслоения песка, валунов и гальки, называемые ныне «гора Демерджи».

А более смелые исследователи начинают утверждать, что в бассейне Черного моря некогда находилась легендарная Атлантида.

Фильмы, созданные творческой группой студии «Крымнаучфильм», сочетают в себе глубокий научный подход, патриотизм, образное отражение истории и современной жизни полуострова.

Героической истории Крыма, например, посвящен фильм «Колокол Крымской войны». Это — пожалуй, единственная работа в документалистике Крыма, в которой на строго документальной основе, в четкой хронологической последовательности, по датам, представлены все основные события героической обороны Севастополя в период Крымской войны 1854-1855 годов.

Несмотря на давность событий, фильм как никогда актуален и сегодня, особенно в связи с возобновлением претензий западных стран на территорию полуострова. Обратите внимание только на одну фразу из этого фильма, опубликованную в газете «Таймс» почти 170 лет тому назад:

«… Политическая и стратегическая цель предпринятой войны не может быть достигнута, пока существует Севастополь и русский флот. Как скоро этот центр русского могущества будет разрушен, рухнет и всё здание, сооружением которого занималась Россия столько веков. Взятие Севастополя и занятие Крыма покроет все издержки войны и предоставит нам выгодные условия и при том на долгое время».

Фильм «Колокол Крымской войны» дублирован на украинский, немецкий и английский языки и был отмечен специальным дипломом Второго Международного телефестиваля «Победили вместе» (Севастополь, 2006 г.).

В этой работе проявились способности Татьяны Катаевой и в качестве режиссера дубляжа.

Далее ведущие обратили внимание еще на два документальных фильма, созданных юбилярами, которые посвящены одному человеку.

Это — Александр Александрович Мороз, украинский политический государственный деятель, инженер, педагог, политолог, дважды Председатель Верховной Рады Украины.

Борис Иванович, будучи тоже политологом, не мог не обратить внимание на несколько неожиданных высказываний Александра Мороза по вопросам глобалистики. Именно эти высказывания и легли в основу создания первого фильма «Александр Мороз. Всегда с народом».

Выступления Александра Мороза были записаны на пленку еще в 1994 году, во время совместных перелетов по Украине. Вот первое из них. Оно сделано на Донбассе, но касается Крыма. И обратите внимание — это говорилось 30 лет тому назад. Цитируем по фильму дословно:

«… Я бы хотел привлечь ваше внимание к тому, что сегодня Крымский вопрос разыгрывается неслучайно — это карта в политической игре. Кто использует ее надо присмотреться, надо сделать этот анализ,

потому что из так называемого «международного сообщества» многие заинтересованы в том, чтобы вот там, на Крымском полуострове, разыгралась драма, которая может перевернуть всю историю не только Украины и России, но, может быть, и мирового сообщества…».

И буквально на следующий день, выступая уже в парламенте Крыма, Александр Мороз другими словами, но возвращается к этой же теме:

«… У меня иногда закрадывается мысль о том, что мы все вместе принимаем участие в большой игре, в игре, когда не очень понятно, кто играет козырями, кто краплеными картами, а кто стоит за спиной игрока и подсказывает, как ходить. Понимая, что мы делаем политику не сегодняшнего дня, мы закладываем политику на будущее, и эта политика влияет не только на положение дел на Украине или в Крыму, эта политика определяет положение, будем откровенны, может быть, и во всей цивилизации…».

И здесь же, в зале парламента Крыма, прозвучало еще одно, принципиальное, высказывание относительно проявления национализма в какой-либо форме:

«… Поэтому всё, что я делал до сегодняшнего дня, и то, что я беру на себя обязательство в любом качестве делать, — это не допустить того, чтобы национализм любой окраски стал государственной политикой. Как только это произойдет — это конец государства, это конец правам человека, это постоянное ощущение подневольности, угнетенности конкретного человека …».

И снова возвращаемся на Донбасс. Здесь, выступая перед шахтерами, Александр Александрович затронул тему собственности на землю и раскрыл глубинную причину своей непримиримости в вопросе продажи земли.

Земли на планете много, но плодородная земля — острый дефицит. Человечество впервые серьезно столкнулось с нехваткой продовольствия. Только от голода ежегодно на планете умирает более 6 миллионов детей.

И здесь необходимо еще раз напомнить: Украина — это не просто территория, — это пятая часть всех черноземов мира.

И вот главное высказывание Александра Мороза по этому вопросу: «… Мы сегодня представляем государство, проигравшее в Третьей мировой войне, в войне, которая называлась Холодная, а у нас называлась Перестройкой. Но следующая война, Четвертая, экономическая, будет вестись за землю…

Мы сделаем преступление, если сегодня выпустим эту землю из рук. Кто будет владеть этой землей, тот будет хозяином мира …».

После этих слов становится понятным очередное историческое рвение наднациональных заправил мира к овладению самыми ценными плодородными землями на нашей планете. Украина и Россия вместе составляют более 60 процентов всех черноземов мира.

И, может быть, в этой связи на рубеже веков Александр Мороз, каждый день поднимаясь на трибуну, будучи дважды спикером украинского парламента, написал такие слова:

«Как на лобное место,
Каждый день поднимаюсь,
Ради правды, не мести
И прощаю, и каюсь.

Сам себя убеждаю —
Всё стерпи, не заплачь.
Люди, может, гадают —
Жертва ты иль палач.

Черно-белый, завистливый
Начинается век,
Забывая об истине:
Каждый есть человек».

Здесь как раз и начинается рассказ о втором фильме об Александре Морозе. Называется он «Белый снег на каменной террасе».

К Александру Морозу относятся по-разному. Но, на наш взгляд, это — один из немногих честных политиков Украины, а честный политик — это редкость. В фильме об этом говорится более подробно.

К тому же Александр Мороз — поэтическая натура. У него вышло в свет более полутора десятков книг и поэтических сборников. В дополнение к этому нельзя не сказать и о том, что знают немногие, — именно Александр Мороз способствовал выходу в свет антологии «Украина. Русская поэзия. XX век» (Могучая ветвь культуры Украины).

Здесь собраны имена практически всех, более 750, поэтов, писавших в Украине на русском языке в XX веке». И не просто способствовал, он был председателем редакционной коллегии этого издания.

Однажды, будучи в гостях на студии «Крымнаучфильм», в Алуште, он подарил эту редкую книгу (тираж всего 1 000 экземпляров) режиссеру Борису Маевскому.

И в завершение еще несколько куплетов из стихотворения Александра Мороза «Я не надеялся на добрый случай»:

«Я не надеялся на добрый случай,
В расчет не брал везенье и «авось»…
И мне казалось, что гораздо лучше,
Когда хоть что-то сделать удалось.

Дороги длинные нередко мерил шагом,
Важнее «надо» было чем «хочу».
Я сам себе отмерил меру блага:
Ты душу делом каждый день врачуй.

Не дожидайся благодарной фразы —
Жизнь есть вознаграждение и суть,
А люди…, может быть, поймут не сразу,
Во всяком случае надейся, что поймут».

Работы, созданные на киностудии, неоднократно представлялись на фестивалях неигрового кино и отмечались дипломами и призами.

Фильм «Планета ласковых зверей», например, на Международном фестивале «Ветер странствий» в Киеве (2002 год) стал победителем в номинации «Лидер».

О чем фильм? Прежде всего, о любви к природе, к животным, и о замечательном человеке Олеге Зубкове, который в Ялте создал первый в стране частный зоопарк.

В зоопарке для своих питомцев он создал такие условия, каким позавидуют многие собратья животного мира.

И главная задача, которую ставил перед собой Олег, — чтобы животные в неволе могли размножаться. Нашей съемочной группе удалось запечатлеть редкие кадры — двухдневные медвежата. Они появляются на свет в зоопарке в январе и уже не первый год.

Особая гордость Олега — уссурийские тигры, которые тоже размножаются в зоопарке и это всегда большая радость, поскольку на Земном шаре уссурийских тигров осталось чуть более четырехсот.

А еще Олег мечтает развести в неволе черного грифа. Эти пернатые великаны также занесены в Красную книгу, но остановить вымирание этих редких птиц пока не удается.

Олег Зубков часто повторяет , что человек это — вершина природы, но он всегда должен помнить о братьях своих меньших, которые разделяют с ним жизнь на одной планете.

Одна из недавних работ юбиляров — полнометражный документально-публицистический фильм «Иван Айвазовский». Он также был отмечен дипломами и призами уже на нескольких фестивалях.

На Международном кинофоруме «Золотой Витязь» (Севастополь, 2019 г.) фильм «Иван Айвазовский» был удостоен приза и специального диплома жюри «За возрождение студии научно-популярного кино в России».

Фильм «Иван Айвазовский» — это новое прочтение биографии всемирно признанного художника-мариниста.

В этом фильме авторам также удалось более пристально рассмотреть скрытую от общественного показа картину Айвазовского «На смерть Александра Третьего».

После этого тщательного осмотра картины начались поиски того, кто изображен под черной вуалью у могильной плиты с надеждой разгадать более чем вековую тайну великого художника.

Далее ведущие сообщают, что у одного из героев юбилейного вечера, а именно — у Татьяны Катаевой, помимо кинематографа, есть еще одно творческое направление — театральная деятельность.

Она играет в Народном любительском коллективе «Клио», талантливо совмещая несколько профессий.

За время существования коллективом театра поставлено около 60 спектаклей. Это — Островский и Чехов, Ги де Мопассан и Шекспир, Лопе де Вега и Бернард Шоу, Кальдерон, Шеридан и другие.

О творческой деятельности этого коллектива на Киевской киностудии «Отечество» в 2012 году был снят документальный фильм «Театр «Клио». 20 лет на сцене». Вот несколько фрагментов из этого фильма.

Спектакль «Идеальный муж», автор — О. Уайльд. В роли миссис Чивли — Т. Катаева.

Спектакль «Избранник судьбы», автор — Б. Шоу. В роли дамы — Т. Катаева.

Спектакль «Смуглая леди сонетов», автор — Б. Шоу. В роли королевы Елизаветы I — Т. Катаева.

Спектакль «Реванш», автор — Ги де Мопассан. В роли госпожи де Шантевер — Т. Катаева.

Далее ведущие для приветствия юбиляров пригласили на сцену всю команду коллег-кинематографистов.

Микрофон в руках у заместителя Председателя Крымского отделения Союза кинематографистов Владимира Шевченко.

«Хочу сказать о нашей команде на сцене. Здесь есть представители и Симферополя, и Ялты. Далековато друг от друга, конечно, но, знаете, как-то хорошо получилось, что штаб-квартира у нас, как связующее звено, у Бориса Ивановича, в Алуште.

Скоро мы приедем в эту штаб-квартиру и будем обсуждать проблемы нашей кинематографической жизни. Это будет 28 декабря, в День всемирного кино.

А сейчас я хочу вручить Почетную грамоту редактору студии «Крымнаучфильм», оргсекретарю Крымского отделения Союза кинематографистов России Татьяне Алексеевне Катаевой».

Затем Владимир Шевченко предоставил слово художнику-постановщику Ялтинской киностудии, члену Правления Крымского отделения Союза кинематографистов Сергею Гавриленкову:

«Дорогие Борис Иванович и Татьяна! Мы хотим вас поздравить с вашими замечательными творческими юбилеями.

Прежде всего, цветы прекрасной даме от лица Союза кинематографистов Крыма, тем более, что у Татьяны еще и личный полувековой юбилей.

А также хотим вручить символический подарок Борису Ивановичу — кинематографическую хлопушку с часами для продолжения ваших

творческих порывов еще долгие, долгие годы.

И от лица художников-кинематографистов дарим картину, которая будет напоминать вам о нашем неповторимом Крыме».

Микрофон у ветерана Ялтинской киностудии, звукорежиссера, члена Правления Крымского отделения Союза кинематографистов Михаила Резниченко:

«Борис Иванович, дорогой! От имени и зрителей, и, естественно, от нас всех хотим поблагодарить Вас за то, что мы объединились. Нам с Вами хорошо!».

Далее Владимир Шевченко передал микрофон режиссеру, сценаристу, Президенту Межрегиональной общественной культурно-просветительской организации «Фестиваль «Святой Владимир», члену Правления Крымского отделения Союза кинематографистов Елене Иваниченко.

«Дорогие Борис Иванович, Татьяна! Хочу сказать, что ваши достижения впечатляют. Ваш фильм «Колокол Крымской войны» прозвучал для нас весьма эпохально. Мы даже не представляли, каков объем, масштаб ваших работ, и какое их огромное количество. Но итоги мы не подводим, мы считаем их промежуточными. Желаем еще столько же! Здоровья вам и творческого вдохновения!».

Теперь микрофон в руках у киноведа, режиссера, члена Правления Крымского отделения Союза кинематографистов Ольги Кравчук. Она поздравляет стихами:

«В юбилей желаем вам жить душой не по годам, Чтоб вы чаще улыбались, чтоб мечты все исполнялись, Ведь полтинник — все мы знаем — просто циферка простая, А в душе-то — двадцать пять — время жить, любить, мечтать!».

Далее Владимир Шевченко предоставил слово Анне Кузнецовой, художнику по костюмам Ялтинской киностудии.

Анна Ивановна — обладательница премии «Золотой орел» в номинации «Лучшая работа художника по костюмам» в фильме «Мастер и Маргарита» кинорежиссера Юрия Кары (2011 г.).

«От всей души поздравляю Бориса Ивановича и Танюшечку с их юбилеями. Желаю бодрости, любви, счастья и замечательного продолжения их творческой деятельности!».

Замыкал строй выступающих оператор, кинорежиссер, заслуженный работник культуры Украины, основатель студии «Артекфильм», Почетный работник «Артека» Владимир Ерофеевич Подзноев.

В объективе его камеры были и Гагарин, и Брежнев, знаменитая Саманта Смит и многие, многие другие известные личности.

«Борис Иванович! Танечка! Ну, просто посмотрел я пусть даже фрагменты тех фильмов, которые сегодня были представлены на экране, и подумал, какое это большое достояние Крыма.

Какая радость, что мы имеем таких людей как вы и такую студию как «Крымская киностудия научно-популярных фильмов». Ваши работы всегда радуют, и я искренне желаю вам новых творческих юбилеев!».

В заключение выступлений на экране появилось видеообращение от старейшего работника Ялтинской киностудии, участника Великой Отечественной войны, звукорежиссера Николая Андреевича Шарого. Ему в этом году исполнилось 96 лет.

На его счету — участие в работе по созданию более 30 кинолент, снятых в Советский период. Это такие работы как «Остров сокровищ», «Комиссар», «Четвертая высота», «Акванавты», «В небе ночные ведьмы», «Голова Горгоны», «Егорка», «Летучий голландец», «Господа артисты», «Тайна горного подземелья» и другие.

«Борис Иванович! От оставшихся кинематографистов Ялтинской киностудии мы сердечно поздравляем вас и Татьяну с вашими праздниками, до которых вы доработали, дожили, и желаем вам и в дальнейшем не уходить с этого пути.

Этот путь интересный, хотя он бесконечно сложный. Хотим пожелать вам энергии, бодрости, а еще хороших людей и хороших встреч на вашем жизненном и творческом пути!».

Владимир Шевченко поблагодарил коллег за выступления и ведущие творческого вечера Татьяна Баден и Виталий Бартохов пригласили на сцену с очередным вокальным номером коллектив «Славия» Крымской государственной филармонии в составе солисток

Елены Алавие, Елены Филимоновой и Натальи Мосиной. Они своими зажигательными выступлениями сопровождали юбиляров на протяжении всего праздничного вечера.

Материал для сайта подготовили ведущие творческого вечера Татьяна Баден и Виталий Бартохов.

При подготовке статьи использованы материалы из открытых источников интернет.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я - против спама!

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.