061 Иван Айвазовский. На пороге разгадки века. Октябрь 2021

Съемочная группа студии «Крымнаучфильм» в 2018, 2019 годах работала над полнометражным документально-публицистическим фильмом «Иван Айвазовский» (автор сценария и режиссер — Председатель Крымского отделения Союза кинематографистов России Борис Маевский).

Оригинальность фильма состоит в том, что авторский коллектив подошел к освещению темы о великом художнике не только с точки зрения его всемирно признанного таланта, но, прежде всего, с позиции скрупулезного биографа, изучившего жизнь Ивана Константиновича, начиная с детства и заканчивая ее последними днями, а жизнь художника проходила в эпоху правления пяти последних Императоров России.

В процессе работы над фильмом съемочная группа столкнулась с интересным фактом: одна из картин Айвазовского, написанная еще в 1894 году, практически никогда не выставлялась на показ широкой публике.

Айвазовский писал ее в стрессовом состоянии, узнав о смерти Александра Третьего, с которым у него были дружеские отношения, и с которым, как предполагают некоторые исследователи, незадолго до смерти Императора он встречался в Ливадии. Картина большая, почти 2,5 на 1,5 метра (249 х 164), написана, можно сказать, экстренно, в дни официального траура. Завершив работу, он высушил полотно, велел его спрятать и никому не показывать. Он что-то оставил на нем для тех, кто будет позже.

Более 100 лет, а точнее — 109 лет — картина пролежала в запасниках и не выставлялась в залах картинной галереи. 13 октября 2003 года ее впервые показали посетителям.

В настоящее время полотно одиноко висит в маленьком помещении Феодосийской картинной галереи, как правило, зашторенное портьерами. Кинофотофиксация картины под разными предлогами не приветствуется.

Работники музея сообщают, что, «… Если смотреть на полотно больше нескольких минут, можно увидеть буквально невидимое, нечто воображаемое, потаенное, и вообще воздействие картины на зрителя может оказаться непредсказуемым«.

Естественно, работая над полнометражным фильмом об Айвазовском, нельзя было не упомянуть картину под названием «На смерть Александра Третьего» (так назвали ее специалисты, Айвазовский оставил ее без названия, но подписал кроваво-красным цветом).

Не без малых усилий удалось снять картину на камеру и попытаться рассмотреть в спокойной обстановке.

В верхней части картины изображены Петропавловская крепость и набережная, озаренные светящимся крестом, чуть ниже — кучевые облака, в которых явно просматриваются черты лица Александра Третьего.

Нижняя часть картины исполнена, можно сказать, в черных тонах, где, предположительно, над могильной плитой склонилась женщина в черных одеждах под черной вуалью с крестом в левой руке. Скорбящий образ предполагает вдову Александра Третьего Марию Федоровну.

Но от работников музея уже было известно, что, если присмотреться внимательно, то под вуалью можно увидеть надменное лицо мужчины с усами.

На вопрос, кого мог изобразить художник в этом образе, ответ неопределенный. Одни говорят, что, это, возможно, Николай Второй. Другие утверждают, что это — лицо террориста Пахомия Андреюшкина, или, как ответили в музее: «Это — просто какой-то мужик».

Съемочную группу такие ответы не удовлетворили. Работу над фильмом приостановили и начали поиски. Николай Второй, террорист Андреюшкин и «просто какой-то мужик» отпали сразу.

Была уверенность, что Айвазовский велел никому не показывать картину не по причине ее плохого исполнения, как утверждают некоторые, а из какого-то страха перед тем, кого он изобразил под вуалью.

Айвазовский, возможно, знал о положении дел в царском дворе из уст самого Императора, который в непринужденной беседе в Ливадии мог даже называть имена тех, кого он опасался сам.

Это опасение передалось Айвазовскому, и он велел никому не показывать полотно, потому что на нем, предположительно, был изображен не Андреюшкин, казненный за 7 лет до смерти Александра Третьего, а тот, который в то время еще и сам имел возможность казнить других.

В фильме «Иван Айвазовский» были поставлены несколько вопросов, связанных с загадочным полотном: что хотел сказать нам художник, таинственно оперируя кистью? Что знал он о последнем периоде жизни Александра Третьего? Для чего применил эффект двойного восприятия образа? Чего боялся, укрывая холст от постороннего взгляда?

Во время работы над фильмом на эти вопросы ответов не было. В настоящее время по этой теме готовится новый документальный фильм под названием «На пороге разгадки века».

По мнению авторов, поиски увенчались успехом! Теперь, вероятно, удастся ответить на вопросы, поставленные в предыдущем фильме, и представить авторскую точку зрения на более, чем вековую загадку Ивана Айвазовского на полотне великого художника «На смерть Александра Третьего».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я - против спама!

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.