014 Ушел из жизни Валерий Павлотос. Ялта. Июнь 2016

19 июня 2016 года на 76-м году жизни в Ялте скончался выдающийся кинематографист Валерий Павлович Павлотос.  На Ялтинскую киностудию он пришел двадцатилетним парнем в сентябре 1960-го и все последующие 56 лет оставался в строю кинематографистов. Он создавал чудеса для экрана.

Предлагаем вашему вниманию фрагменты одного из последних интервью Валерия Павловича для газеты «Алуштинский вестник», сделанное на выездном заседании Крымского республиканского отделения Союза кинематографистов России на киностудии «Крымнаучфильм».

«Просто я работаю волшебником»

— Я создаю в кино все чудеса. Могу сделать летающего дракона, могу «сделать» практически любое природное явление, хоть цунами, хоть извержение вулкана, — так говорит о себе Валерий Павлович ПАВЛОТОС. Уже более полувека он работает на Ялтинской киностудии специалистом по экстремальным видам съемок, обеспечивая проведение сложнопостановочных и трюковых съемок в горах, на воде, под землей и под водой. Имеет профессиональную водолазную квалификацию.

В творческой сокровищнице Валерия Павлотоса — создание сказочных чудес для фильмов «Раз, два, горе – не беда», «Бэмби», «Варвара– краса, длинная коса», «Огонь, вода и медные трубы», «Финист – ясный сокол», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «После дождичка в четверг», «Там, на неведомых дорожках», «Волшебная лампа Аладдина». Он воплощал в земную реальность фантастические явления и технологии в фильмах «Отроки во Вселенной», «Москва — Кассиопея», «Через тернии к звездам», «Акванавты».

Студия «Крымнаучфильм». Валерий Павлотос и корреспондент газеты «Алуштинский вестник» Наталья Розумная.

С 2000 г. В.П. Павлотос — Председатель Крымского отделения Союза кинематографистов Украины, а с июня 2014-го — Председатель Крымского республиканского отделения Союза кинематографистов России.

— Без Крыма российский кинематограф существовать не может, — уверен Валерий Павлотос. — Во все времена здесь снимали и будут снимать кино!

Буквально в конце 2014 года, продолжает В. Павлотос, — «Первый канал» закончил съемки фильма «Черные бушлаты». События фильма происходят в Заполярье, а снимали их на северном побережье Керчи. Еще в 1982 году на Ай-Петри снимали фильм «След росомахи» по якутскому эпосу. Начинали его снимать в Таймырской тундре, но когда там ударили 50-градусные морозы, съемочная группа заказала чартер Ту-154 по маршруту Норильск-Симферополь и прилетела в Крым вместе с нартами, каюром и ездовыми собаками лайками. Так что большая часть фильма «След росомахи» родилась в Крыму, да еще и пересняли здесь все, что было снято в Норильске.

Вот представьте: жили артисты и киношники в гостинице «Ялта» на берегу Черного моря, в окружении кипарисов и пальм, а уже через час прибывали на Ай-Петри, «в тундру», где актеры ходили по пояс в снегу.

Здесь же снимали тундру для фильма про академика Королева. И Антарктиду в Крыму тоже снимали — для фильма «Странник» об экспедиции Беллинсгаузена. У подножия горы Демерджи снимали и легендарную «Кавказскую пленницу», и знаменитые «Приключения королевского стрелка Шарпа». Для съемок этого фильма под руководством В. Павлотоса была построена целая «испанская деревня».

Дворик испанской деревни

Испанская деревня. Декорации Валерия Павлотоса на горе Демерджи (г. Алушта). 1996 г.

Как Павлотос и сотоварищи Спилберга удивили

Когда известный голливудский режиссер Стивен Спилберг, автор фильмов «Челюсти», «Парк Юрского периода», увидел фильм «Москва – Кассиопея», он искренне признался: «Я был поражен качеством съемки невесомости в фильме! Как это русским в начале 70-х годов, когда еще не было никакой компьютерной графики, удалось так мастерски снять невесомость?…»

«А дело было так… — рассказывает В. Павлотос – Построили мы во дворе киностудии 18-метровый вращающийся коридор, кинокамера вращалась вместе с коридором. Когда вбегал «космонавт», он наступал на клей и приклеивался, мы его корсетом на болтах прикрепляли к полу, и он тоже вращался вместе с коридором.

Когда это все вращалось вместе с «космонавтом», в коридор вбегал еще один «космонавт» и пробегал мимо вращающегося коллеги. Посередине коридора они встречались голова к голове: один «висит в воздухе» и расшнуровывает ботинок, а второй пробегает понизу.

Эти кадры на всемирном конгрессе УНИАТЕК получили золотую медаль «За техническое совершенство». Это считается техническим «Оскаром».

А великого французского исследователя Жака Ива Кусто поразил большой объем и сложность съемок в фильме «Акванавты», который был весь снят под водой на мысе Тарханкут.

В общем, Ялтинская студия, хоть и была одной из самых маленьких в Советском Союзе, но самые сложные постановочные фильмы, сказки и фантастику снимали именно здесь.

— Кино – это великий обман, — признает Валерий Павлотос. – Сейчас кинообман создают с помощью компьютерной графики, а в наше время этого не было, и мы создавали многие вещи в натуре. Например, в 1972 году в том же фильме «Москва – Кассиопея» нужно было создать эффект космической невесомости в отсеке звездолета. И мы это сделали.

Но самая масштабная декорация была создана командой В.П. Павлотоса в 1984 году для американского фильма Peter the Great.

Постановщики картины по декорациям и по костюмам были советские. Картина снималась в Суздале. Ялтинская студия всего за четыре месяца построила там точную копию Соборной площади Московского Кремля в натуральную величину, в том числе Успенский собор высотой 37,5 м, Теремной дворец с Золотым крыльцом и Грановитую палату!

К строительству пришлось привлечь полсборной СССР по скалолазанию. Стоимость декораций по тем временам составила 600 тысяч долларов, представляете?!

Этот телевизионный фильм получил премию «Эмми» как лучший фильм года и был отмечен во многих номинациях.

Разумеется, все были уверены, что за декорации постановщик Александр Попов также получит заслуженную статуэтку. Но, когда декорации были отмечены только дипломом, возмущенная съемочная группа, которая тоже присутствовала на награждении в Нью-Йорке, решила искать правду. Кинокритики удивились: «Так вы же ничего не строили, вы просто использовали реальные сооружения. Наши эксперты подтвердили, что построить декорации такого размера невозможно».

И только после просмотра обратной стороны декораций на фотографиях американцы поверили словам ялтинских специалистов. Но, к сожалению, уже ничего нельзя было изменить. Тем не менее, факт, что декорации были признаны американскими экспертами как настоящие исторические дворцовые сооружения, можно воспринимать в качестве самой высокой оценки работы постановщиков!

Рабочий момент на съемочной площадке.

Грандиозные декорации к фильму Peter the Great простояли на территории исторического Владимиро-Суздальского музея-заповедника всю зиму, а когда весной пришло время их разбирать, довелось прибегнуть к помощи… танков. К танкам прикрепили тросы, подцепили декорации и дали команду «Полный вперед!». Но не тут-то было — гусеницы прокручивались, танки врывались в землю, садились «на брюхо», а декорации даже не шевелились. И это при том, что во время строительства не разрешали даже на сантиметр врезаться в культурный слой. Дело в том, что в основание декораций, чтобы они надежно стояли, было уложено более 400 тонн балласта.

Съемки фильма Peter the Great освещали корреспонденты New York Times и Washington Post, посещал съемочную площадку и посол США в СССР Хартман с супругой.

Так вот, когда жена дипломата увидела в декорациях «фрески» Успенского собора, она захотела их выкупить. И сделала это после окончания съемок! Несмотря на то, что декоративные «фрески» были просто фотографиями, вставленными в подрамники и расписанными сверху масляными красками.

«Стоп! Снято!»

Об этих интереснейших моментах киножизни Крыма вспоминали участники выездного заседания Крымского республиканского отделения Союза кинематографистов России, которое проходило в Алуште на студии «Крымнаучфильм».

На фото слева направо: Корреспондент газеты Наталья Розумная, Валерий Павлотос, Михаил Резниченко, Николай Жерехов

Каждого из гостей Алуштинской киностудии можно назвать страницей истории советского кино. Так, Михаил Иванович Резниченко является звукорежиссером многих известных фильмов. Например, детской сказки «После дождичка в четверг», снятой на Ялтинской киностудии.

На фото слева направо: Корреспондент газеты Наталья Розумная, Валерий Павлотос, Михаил Резниченко

Художником по костюмам в этом фильме работала еще одна гостья — Анна Ивановна Кузнецова, супруга В.П. Павлотоса. Ее костюмы можно видеть, в том числе, и во многих картинах режиссера Юрия Кара.

Для телефильма «Мастер и Маргарита» А.И. Кузнецова разрабатывала самую сложную, израильскую тему, в том числе и военные костюмы. Именно данное киновоплощение мистического романа получило приз Национальной Академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел».

                                                                                         Наталья РОЗУМНАЯ

Коллектив студии «Крымнаучфильм» выражает глубокие соболезнования всем, кто имел счастье близкого общения с Валерием Павловичем Павлотосом, этим без преувеличения мудрым и выдающимся деятелем в отечественном кинематографе. Будем помнить его…

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я - против спама!

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.