004 О презентации фильма «Алушта. Признание в любви». Сентябрь 2015

«Алушта. Признание в любви…»

Автор: Алексей Васильев, газета «Новый Крым», №36 (59), 24 сентября 2015 г. (все материалы автора)

В нынешнем году на экраны страны вышел историко-документальный фильм Бориса Маевского «Алушта. Признание в любви». Хотелось бы начать эту историю именно так. Но нынче на экранах страны и отечественные игровые фильмы – гости редкие, а документалка так вообще в диковинку. Тем не менее документальные картины по-прежнему востребованы. Они нужны тем, кто хочет знать правду. А кто, если не коренной алуштинец Борис Маевский, может снять правду о Крыме – и прежде всего о своём любимом городе?

Крымский пророк

За правду приходилось бороться и вдали от крымских берегов: однажды нашего героя чуть не исключили из партии (времена были советские), когда студент факультета иностранных языков Киевского госуниверситета им. Т.Г. Шевченко Маевский предрек УССР… голод и гражданскую войну. За такое вольнодумство можно было не только лишиться партбилета!

Учеба строптивому студенту нравилась, но крымчанина всегда влекла киножурналистика: спустя два года он перевелся на заочное отделение журфака. Очно же Маевский работал инструктором Киевского обкома комсомола. Однажды возмутился, когда на одну из руководящих должностей пропихнули явного мерзавца. Маевский молчать не стал…

– Мне намекнули, что с моей прямотой надо идти в журналистику. И посоветовали: мол, лучше бросай партийную работу, ибо здесь «это чувство справедливости ты утратишь». И я ушел. И не жалею. Поступил ассистентом режиссера на «Киевнаучфильм».

Спасение в «Отечестве»

На счету Маевского около двухсот фильмов, но это снятые им как главным режиссером. А лент, в создании которых он принимал участие, в два раза больше! Многие картины Маевского отмечены на международных кинофестивалях. Среди работ «киевского периода» в основном  научно-популярные фильмы, немало специально снятых для школ и вузов.Не забывал кинематографист и о малой родине: фильм из пяти частей «Спасите Крым. Станция на вулкане», может быть, действительно спас в 1989 году наш полуостров от безумного строительства АЭС.

– В 1990 году растворились все документальные студии в стране и «Киевнаучфильм» стал также безденежным, утратил свою былую привлекательность, – вспоминает Маевский. – Тогда мы с единомышленниками создали одну из четырех мелких студий на месте «Киевнаучфильма». Назвали её просто, но понятно –
«Отечество». В то время Отечество еще было единым… Тогда еще можно было жить на бюджетные средства, но мы отказались и пошли на хозрасчет. На студии «Отечество» мы продолжали делать документальное, научно-популярное, учебное кино. Мы создавали то, что и раньше, но были уже самостоятельными и освобожденными от нежных пут цензуры. Так, наша студия, единственная из четырех, выжила.

Крымский документалист

Однако вскоре Борис Маевский вернулся в Крым «на ПМЖ». Почему?

– Последней каплей моих сомнений стало открытие телеканала «1+1», канала, задуманного для обработки мозгов украинской публики. Я разговаривал тогда с создателем «1+1» Александром Роднянским. Александр Ефимович признался, что деньги на канал дали «дядя из Германии, дяди из Америки и дяди из Израиля». Тогда я решил уехать, чтобы делать работу так, как я делал её раньше – не меняя взглядов и позиций. Я вернулся в Крым.

В 2001 году Борис Маевский основал в Алуште студию «Крымнаучфильм», с тех пор фильмы Бориса Ивановича в основном приобрели крымскую «окраску». Перечислим некоторые: «Седая молодость Армянска» (1998), «О чем молчат пещеры» (1998), «Керчь. Мгновения вечности» (1998), «Симферополь. Прошлое рядом» (1998), «Колокол Крымской войны» (1999), «Алушта. Столетний юбилей» (2002), «Памятники Крымской войны» (2004), «Артек. Изменим мир к лучшему» (2004), «Загадочный мир дельфинов» (2006), «Крепость Фуна» (2009). Фильмы авторской программы «Неизвестный Крым» неоднократно отмечались призами и дипломами на фестивалях неигровых фильмов. А в 2002 году лента «Планета ласковых зверей» стала победителем на Международном фестивале «Ветер странствий».

Любимой Алуште…

Самый главный фильм для любого режиссера – тот, который он закончил совсем недавно. Для Маевского это солидная, вдумчивая работа «Алушта. Признание в любви», упомянутая нами вначале. Сорок минут на экране и почти тринадцать лет сбора материалов! Лента охватывает период от каменного века до 1902 года, когда высочайшим повелением Алушта возведена в статус безуездного города.

Сценарии для своих работ Борис Маевский пишет преимущественно сам. В закадровом тексте мы слышим речь краеведа и тонкого лирика, каким и является герой нашего рассказа.

В фильме появляется образ еще одного человека, влюбленного в Крым, – полузабытого ныне писателя Дмитрия Стахеева. Звучат воспоминания литератора из «Крымских акварелей» о том, как он с Алуштинской смотровой площадки любовался окрестными видами: «…После бури, когда тучи, разбившись на отдельные группы, спускаются ниже вершин Демерджи, грозные замки её, выступая из облаков, производят на зрителя чарующее впечатление, точно вдруг открывается какое-то видение заоблачного мира, недоступного нам, жалким обитателям земли». И еще, возможно, последние его строки из письма к другу: «…Имею много солнца, тишину, покой, и отсюда, с Божьим благословением, будет одна, последняя дорога в Алушту, на кладбище. Говорю об этом не с грустью, а с полным спокойствием, ибо ни на одну минуту не забываю, что здесь, на земле, мы в гостях».

Неблагодарные потомки могилу Стахеева, прожившего в Алуште двадцать лет, залили асфальтом и устроили автостоянку. Ни часовни, ни креста… Автор фильма надеется, что, может, благодаря своей картине в Год литературы крымские и алуштинские власти сумеют решить вопрос о достойном захоронении писателя…

В редакторском портфеле

В планах у Бориса Ивановича – снять «алуштинское» продолжение:

– Прежде всего, это самое насыщенное в информационном смысле столетие – c 1902 по 2002 гг. Для этого фильма у меня много материалов, и нужно будет думать, как их сокращать, а не где их искать. После этого мы намерены создать ленту о современной Алуште – таким образом, город будет как бы сканирован от древности до наших дней. Это самое малое, чем я могу отблагодарить Алушту и алуштинцев… Есть еще задумка сделать фильм об истории Крыма вообще, чтобы стал этот документальный, научно выверенный фильм и картиной для души, и учебным пособием.

Но и это еще не всё:

– У меня уже готов сценарий десятисерийного фильма о жизни Ивана Айвазовского.

Старое и новое

Прощаясь с документалистом, подумал, что видеокамера практически есть у каждого из нас – у некоторых совмещенная с фотоаппаратом, у некоторых в мобильных телефонах. А хороших документальных фильмов больше не стало.

– Нынешняя молодежь много привносит в плане оживления изображения, формата – используется стедикам (устройство, предотвращающее «дрожание» камеры), дроны – я с удовольствием смотрю планы, снятые с верхней точки. Но вопрос в другом. Самое главное – не утратить замысел, ради чего снимается кино, ради какой идеи. Если этой идеи нет, то будут красивые планы, красивые изображения… И всё это можно назвать искусством. Но искусством ради искусства… А это уже было. Но где искусство для людей, живущих с тобой рядом, с их проблемами, заботами, тревогами, надеждами?

Студия «Крымнаучфильм», возможно, единственная в республике, снимает классическое документальное кино, любимое и зрителями зрелого возраста, и молодежью. В чем секрет популярности этих картин? Наверное, в искренности, профессионализме студийной команды и безусловного лидера и руководителя Бориса Маевского – светлого, мудрого, трудолюбивого человека, мастера.

К дню рождения Алушты студия «Крымнаучфильм» приурочила премьеру фильма «Алушта. Признание в любви». Премьера творческой работы студии состоялась 30 мая в концертном зале курортного комплекса «Golden». На премьерный показ собрались те, кто уже много лет с интересом следит за работой «Крымнаучфильма», друзья и поклонники творчества талантливой съемочной группы, люди, неравнодушные к истории родного города.

Авторская группа картины под руководством заслуженного работника культуры Украины, заслуженного деятеля искусств АРК, члена Союза кинематографистов Украины и России Бориса Маевского представила Алушту городом с многовековой историей, с богатым событиями прошлым, но в то же время — вечно юным, вечно притягивающим и манящим.

Сюжетом ленты «Алушта. Признание в любви» стало развитие истории нашего края до момента присвоения Алуште статуса уездного города. Творческая группа создателей фильма сумела изложить судьбу Алушты в необычном ключе: приход на алуштинские земли новых народов, стремление сделать этот край своим домом, своей второй родиной вполне логично трактуется как признание в любви Алуште.

Побережье Черного моря, горные массивы, древние крепости у берегов предстают перед зрителями вечно волнующими и притягательными. Так что не удивительно, что генуэзцы, тавры, турки, наконец, восточные славяне, попав под волшебное влияние незабываемого края, уже не хотели покидать его.

Каждый микросюжет фильма – рассказ о том, какими были признания в любви к Алуште всех тех, кто попадал под ее волшебство. И для каждого сюжета заглавной страницей становится несколько строчек из сочинения Дмитрия Стахеева «Крымские акварели».

Уложить многовековую историю многонационального края в сорокаминутный фильм, подарив каждому сюжету законченный образ, который хочется повторить, запомнить, рассказать о нем снова, непросто. Но авторам это удалось.

Как рассказал перед премьерой режиссер студии «Крымнаучфильм» Борис Маевский, идея снять лирически-исторический сюжет на тему судьбы древней и молодой Алушты возникла у авторов накануне празднования 100-летия города. Вечно юная Алушта предстает в фильме  во всем своем  волшебном обаянии, которое во многом чувствуется в сюжетах «Крымских акварелей» Дмитрия Стахеева.

Сочинения эти вышли в 1902 году  — в тот год, когда высочайшим повелением императора Николая II Алушта была возведена в статус безуездного города.

Автора «Крымских акварелей», как и многих творческих людей, Алушта привлекала и дарила неисчерпаемые сюжеты для творчества. Последние годы он жил в Ялте, но похоронить завещал себя в Алуште, где покоился прах его первой жены, художницы Любови Трапезниковой.

Завещание Стахеева исполнили — его похоронили в Алуште, на старом христианском кладбище. Сегодня это — практически центр города, но на асфальте, под которым покоится прах усопших, нет даже памятного знака. А некогда над могилой стояла изящная часовня, в которой кто-то постоянно зажигал свечу…

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я - против спама!

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.