
Общий вид Алушты на фоне горы Демерджи
Главный праздник российских кинематографистов День российского кино отмечается 27 августа. Свободные от творческих свершений кинематографисты Крыма собрались в этот день в Алуште, чтобы и торжественно, и по-дружески отметить праздник, как это делалось и в другие годы.

Естественно, говорили о будущем кинематографа и о его замечательном прошлом, вспоминали тех, кто заложил основы отечественного кинопроизводства.
Встреча проходила, пожалуй, в самом уютном и гостеприимном месте с восточным названием «Пекин».

Дата праздника в истории страны неоднократно менялась. В конце 1980 годов он отмечался 28 декабря, как и Международный день кино. В 2001 году было решено выбрать отдельную дату, которой стало 27 августа.
В этот день в 1919 году Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела в России.

Источники сообщают, что основу кинематографической истории заложили братья Люмьер — Огюст и Луи. Они считаются изобретателями кинематографа.
Луи был первым режиссером, сценаристом и оператором, а Огюст — продюсером и актером нескольких фильмов. Именно они сняли теперь уже всем известные кадры «Выход рабочих с фабрики», «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота» и другие.
Первые работы были сняты в 1895 году и показаны в публичном месте 6 января 1896 года.

В Советской Республике в 1919 году кино упоминается в числе главных средств внешкольного образования. Таким образом, кинематограф впервые упоминается в программе политической партии и впервые в истории становится объектом попечения со стороны государства.
«… Кинематограф должен быть подчинен интересам трудового народа — рабочих и крестьян, должен включиться в работу по просвещению масс, должен стать помощником партии в воспитании миллионов людей».
В России одним из пионеров русского кинематографа был Александр Алексеевич Ханжонков, предприниматель, организатор кинопромышленности, продюсер, режиссёр, сценарист. Период его активной деятельности — с 1906 по 1920 год.
Поначалу А.А. Ханжонков занимался только прокатом в России зарубежных фильмов и кинодокументалистикой, но уже летом 1907 года он решился на съёмки собственной постановочной кинокартины «Палочкин и Галочкин», которая, впрочем, осталась незавершенной.

В это время в киноателье Александра Ханжонкова одновременно работают над несколькими художественными и документальными фильмами. Это и «Песнь про купца Калашникова» по поэме М.Ю. Лермонтова, и «Русская свадьба 16 столетия», и «Ванька-ключник», фильм «Драма в таборе подмосковных цыган», и другие.
Работал Александр Ханжонков, в основном, над экранизацией русской классики — народных сказок, песен и романсов.

В 1911 году на экраны выходит первый в России, а, может быть, и в мире, игровой полнометражный фильм «Оборона Севастополя», второе название — «Воскресший Севастополь». Этот фильм Александр Ханжонков создавал в соавторстве с партнером Василием Гончаровым.

В 1912 году компания выпускает в прокат первый в мире мультфильм, снятый в технике объёмной анимации — «Прекрасная Люканида или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича.

С начала 1910-х годов компания Ханжонкова становится лидером российского кинопроизводства, у Ханжонкова работают Василий Гончаров, Алескандра Гончарова, Андрей Громов, Петр Чардынин и Иван Мозжухин.
В начале 1912 года акционерное общество «Ханжонков и К°» имеет уставной капитал 500 тыс. рублей.

Александр Ханжонков был единственным из крупных русских кинопроизводителей, кто создал в своем ателье специальный научный отдел для съемок образовательных, видовых и этнографических фильмов.
Выпускались также фильмы по сельскому хозяйству, географии, зоологии, ботанике, медицине с привлечением ведущих русских специалистов.

В дни празднования 300-летия династии Романовых Александр Ханжонков «За исключительно полезную деятельность на почве отечественной кинематографии» был удостоен ордена Святого Станислава 2 степени.
Весной 1917 года А.А. Ханжонков вместе с большинством сотрудников своей компании выезжает в Крым и организует полноценное кинопроизводство в Ялте.

ЗДАНИЕ ЯЛТИНСКОЙ КИНОСЪЕМОЧНОЙ БАЗЫ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ХАНЖОНКОВ И Кº»
И, вот, сегодня члены Крымского отделения Союза кинематографистов РФ вместе с бывшими сотрудниками Ялтинской киностудии (бывшими — потому что 21 мая 2019 года распоряжением Совета министров Республики Крым №593-р Ялтинская киностудия была ликвидирована) встречаются, чтобы в очередной раз отметить замечательный праздник — День российского кино, основу которого в далеком прошлом вместе со своими коллегами заложил Александр Алексеевич Ханжонков, но встречаются уже за пределами бывшей Ялтинской киностудии.
На встрече говорили, конечно же, о замечательном прошлом советского кинематографа, о его настоящем и будущем.
О прошлом было, что вспомнить многим, особенно известному кинорежиссеру Юрию Каре (он присутствовал на встрече вместе с супругой).
В 1994-м году он снял фильм «Мастер и Маргарита» по одноименному роману М.А. Булгакова. Но, как нередко бывает, возникли творческие трения с правообладателем, фирмой «ТАМП», и фильм на экраны не вышел.
Только в 2011 году, спустя чуть ли не два десятилетия после окончания съемок, кинокартина Юрия Кары «Мастер и Маргарита» вышла на экраны.
Фильм сразу же был выдвинут на премию «Золотой орел» в двух номинациях и в одной из них — «Лучшая работа художника по костюмам» — победил. Статуэтку «Золотой орел» получила сотрудница Ялтинской киностудии Анна Ивановна Кузнецова.
В этот день она также, вместе с дочерью Анастасией, присутствовала на встрече и принимала поздравления по случаю своего недавно прошедшего 75-летнего юбилея.
Анну Ивановну поздравляли многие — друзья, коллеги, знакомые. Поздравительную телеграмму прислал и Председатель Союза кинематографистов России, Герой Труда Российской Федерации Никита Сергеевич Михалков.
Вручил телеграмму Н.С. Михалкова и поздравительный адрес от имени всех членов Крымского отделения Союза кинематографистов РФ Председатель Крымского отделения СК РФ, кинорежиссер Борис Маевский.
Встреча проходила в теплой и дружеской обстановке, что зафиксировали многочисленные фотографии со смартфонов.
День российского кино 2021 в Алуште прошел успешно.
Прощаясь, делали фото на память и еще раз вспоминали добрыми словами и с глубокой благодарностью тех, кто стоял у истоков
российского кинематографа, у истоков живой фотографии, живого кадра, и, конечно же, главного из них — Александра Алексеевича Ханжонкова.
До новых встреч!












