042 Алушта. Признание в любви. Июнь 2019

Алуштинский территориальный центр. Недавно здесь состоялась встреча творческой группы студии «Крымнаучфильм» с активом ветеранов города. Тогда проходила презентация документального фильма «Иван Айвазовский».

Сегодня — очередная запланированная встреча кинематографистов с ветеранами. Но в этот раз на экране, в основном, уже будет документально-исторический фильм «Алушта. Признание в любви», который создан еще в 2015 году.

В этом фильме коротко представлена вся история Алушты, начиная с каменного века и заканчивая 1902 годом, когда 31 мая высочайшим повелением Алушта была возведена в статус безуездного города, и в ней учредили базар и почту. Авторы собрали богатейший научный материал и в хронологическом порядке представили его зрителям.

Уложить многовековую историю многонационального края в сорокаминутный фильм, подарив каждому сюжету законченный образ, который хочется повторить, запомнить, рассказать о нем снова, непросто. Но авторам это удалось. Не станем рассказывать об этом огромном периоде истории города, — для этого надо просто посмотреть фильм. Но с некоторыми сюжетами воспоминаний одного из современников Алушты хочется сказать отдельно.

Красной линией через весь фильм проходят воспоминания писателя, классика русской литературы 19 века Дмитрия Ивановича Стахеева в исполнении алуштинского энтузиаста Виктора Александровича Широкова. Очень похожий на Стахеева, Виктор Александрович, сидя за столиком перед свечой, листает «Крымские акварели» и зачитывает некоторые отрывки. Вот они…

«…Смотря на остатки древнего алуштинского укрепления, невольно задумываешься, как некогда созидались его могучие стены, как кипела вокруг них жизнь с ее вечными заботами, радостями и скорбями, и как потом пришел враг, предал всё огню и мечу и стал хозяйничать на месте побежденного, а его, в свою очередь, разорил другой и также стал властвовать до нападения третьего». Дмитрий Стахеев. «Крымские акварели».

«…Насчет купания в Алуште просто: купается кто как хочет и где хочет. С утра во всю длину набережной и далеко за нею берег моря усыпан группами купающихся обоих полов и всех возрастов, и в костюмах, и без костюмов. На набережной, несмотря на это, совершается обыденное движение, и татары и русские, и евреи преспокойно расхаживают по ней, а иногда даже и посиживают на скамеечках, не стесняясь близким соседством купающихся». Дмитрий Стахеев. «Крымские акварели».

«… Рынок на набережной Алушты — в полуверсте расстояния. Он начинается с небольшой площади, на которой производится торг сеном, дровами и огородными овощами. Торговцы — греки, татары и армяне. С площади пролегает узенькая улица, застроенная с обеих сторон лавчонками самого незатейливого вида. Две, три из них заняты колониальными товарами, а остальные — невозможная смесь всякой всячины». Дмитрий Стахеев. «Крымские акварели».

«… Живу я в Ялте, в гостинице «Петербург», и очень доволен. Не знаю ни кухарок, ни гостиничных, имею много солнца, тишину, покой, и отсюда с Божьим благословением будет одна, последняя дорога в Алушту, на кладбище, где уже готова мне могила. Говорю об этом не с грустью, а с полным спокойствием, ибо ни на одну минуту не забываю, что здесь, на Земле, мы в гостях». Дмитрий Стахеев. Из письма другу.

Завещание Дмитрия Ивановича исполнили. В марте 1918 года его похоронили в Алуште на старом христианском кладбище. Со временем кладбище перенесли, но не полностью. Сегодня прах Стахеева вместе с прахом его первой жены, художницы Любови Стахеевой, урожденной Трапезниковой, покоится здесь и ныне,

вот под этим асфальтом. А некогда над могилой стояла изящная часовня, возведенная, говорят, по проекту архитектора Краснова, в которой кто-то постоянно зажигал свечу.

Здесь следует добавить, что Дмитрий Иванович прожил в Алуште около 20 лет. Много писал об этом городе, в том числе и «Крымские акварели». Но писателя-романтика сегодня практически никто не помнит. На месте захоронения нет даже мемориального знака.

Знают только его двоюродного брата, купца 1-й гильдии, золотопромышленника Николая Дмитриевича Стахеева, который некогда выстроил в Алуште просторный особняк на берегу моря. Сегодня в бывшем особняке — Центр детского творчества.

Авторы фильма закончили свою работу следующими словами: «Жернова истории перемалывают даже камни, не оставляя иногда ни малейших свидетельств о жизни наших далеких предков. И всё же что-то необъяснимо сильное есть в землях твоих, Алушта, какой-то особый природный магнетизм, который притягивал и притягивает к тебе людей на протяжение многих и многих столетий».

Зрители горячо благодарили создателей исторической картины Бориса Маевского и Татьяну Катаеву за многолетний труд над этим фильмом и искреннюю любовь к своему родному городу. Признание в любви удалось.

Руководитель ветеранской организации Рябоконь Наталия Павловна вручила съемочной группе цветы и благодарность, и, конечно же, пригласила на очередную встречу с новой работой.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я - против спама!

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.